Отделение психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделении психолого-педагогической помощи
Государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области
«Долгопрудненский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение об отделении психолого-педагогической помощи (далее – Положение) регулирует деятельность отделения психолого-педагогической помощи (далее Отделение), которое является структурным подразделением ГКУСО МО «Долгопрудненский РЦ «Аленький цветочек» (далее Центр).
1.2. Деятельность Отделения осуществляется на основании:
- - Устава Центра,
- - Положения о ГКУСО МО «Долгопрудненский РЦ «Аленький цветочек»,
- - Настоящего Положения.
Регламентируется:
- - законодательством Российской Федерации и Московской области, в частности:
- - ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье»,
- - ГОСТ Р 52888—2007 «Социальные услуги детям»,
- - ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам»,
- - Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 21.12.2013 г. № 443-ФЗ;
- - Законом Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» от 04.12.2014 г. № 162/2014-ОЗ;
- - Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» от 21.11.2014 г. № 1236;
- - «Порядком предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области», утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 г. № 1195/51.
1.3. Деятельность Отделения направлена на предоставление социальных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями (c подтвержденными медицинскими учреждениями диагнозами и рекомендациями по реабилитации), в возрасте от 0 до 18 лет в рамках программы реабилитации, утвержденной на медико-психолого-педагогическом консилиуме Центра (далее МППК), а также родителям этих детей.
1.4. Основными принципами работы Отделения являются:
- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику Центра и его семье;
- Комплексный подход к диагностике и разработке программы реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала детей;
- Вариативности в выборе форм организации и методов работы с детьми данной категории и их родителями, включая обучающие занятия для родителей;
- Тактика непрерывного психолого-педагогического сопровождения воспитанников и их семей;
- Тесное взаимодействие с родителями воспитанников;
- Тесное взаимодействие со специалистами всех отделений Центра;
- сохранение и восстановление здоровья воспитанников;
- соблюдение прав детей и подростков.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ
2.1. Главной целью деятельности Отделения является оказание социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ) и реабилитационной программой, разработанной и утвержденной на МППК Центра для каждого получателя услуг, в части психолого-социальных, социально-педагогических и коррекционно-развивающих мероприятий.
2.2. Отделение должно обеспечивать:
- Всестороннее психолого-педагогическое обследование детей и подростков при поступлении на обслуживание в Центр, выявление реабилитационного потенциала;
- Разработку реабилитационной программы для каждого получателя услуг;
- Организацию выполнения реабилитационной программы, утвержденной на МППК Центра и согласованной с родителями воспитанника, выбор форм и методов реабилитационной работы для достижения положительной динамики;
- Консультирование и обучение родителей воспитанников методам и приемам реабилитационных мероприятий, которые рекомендовано проводить в домашней обстановке;
- Психолого-педагогическое обследование воспитанников по результатам выполнения программы реабилитации по окончании курса реабилитации и выработку рекомендаций на будущее;
- Анализ, обобщение и систематизацию результатов работы Отделения по реализации программ реабилитации и объему реабилитационных услуг.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ.
3.1. Управление деятельностью отделения осуществляет заведующий Отделением, который назначается директором Центра и непосредственно ему подчиняется.
3.2. Согласно штатному расписанию Центра в Отделении работают: педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи.
3.3. Плановая мощность Отделения, утвержденная Министерством социального развития – 20 человек в день.
3.3. Отделение работает в амбулаторном режиме согласно графику работы, который составляется и утверждается директором Центра на учебный год в конце августа – начале сентября текущего года. При необходимости в график работы вносятся изменения, которые также утверждаются приказом директора.
3.4. Курсы реабилитации в течение календарного года:
1-й курс – с первого рабочего дня января по предпоследний рабочий день марта;
2-й курс – с первого рабочего дня апреля по предпоследний рабочий день июня;
Летняя оздоровительная площадка 1 – с 1 июля по последнюю рабочую пятницу июля;
Летняя оздоровительная площадка 2 – с 1 августа по последнюю рабочую пятницу августа;
3-й курс – с 1 сентября по предпоследний рабочий день декабря.
В рабочие дни между курсами реабилитации специалисты Отделения оформляют необходимые документы (формы реабилитационной карты воспитанников), участвуют в заседаниях МППК, осуществляют консультационный прием, составляют характеристики, статистическую документацию и др.
3.6. Направления работы Отделения:
- Психолого-педагогическое обследование воспитанников.
В начале учебного года (в течение сентября) специалисты отделения осуществляют психолого-педагогическое обследование всех детей, поступивших на обслуживание по путевкам, включающее в себя:
- первичное ознакомление с представленными медицинскими заключениями специалистов учреждений здравоохранения, с результатами обследования медицинскими работниками Центра (врача-педиатра, врача-невролога), с результатами социально-педагогического обследования семьи специалистом по социальной работе Центра;
- непосредственная первичная психолого-педагогическая диагностика воспитанников специалистами Отделения;
- выявление реабилитационного потенциала ребенка на основе данных диагностического обследования. В начале следующих курсов реабилитации аналогичные мероприятия проводятся для детей, впервые поступивших на обслуживание в Центр;
- вторичная психолого-педагогическая диагностика в конце курса реабилитации для анализа динамики развития воспитанника и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
- Разработка программы реабилитации, определение объема реабилитационных услуг, форм и методов работы.
- исходя из результатов психолого-педагогического обследования детей, их возраста и состояния здоровья, разрабатывается программа реабилитации и абилитации воспитанника с учетом рекомендаций ИПР, выданной МСЭК;
- утверждение программы реабилитации на МППК Центра, определение ее сроков и исполнителей;
- выбор форм и методов работы с семьей;
- определение формы психолого-педагогических мероприятий для детей в зависимости от их возраста и состояния здоровья (индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с родителями или без них).
- Осуществление реабилитационных мероприятий для выполнения программы реабилитации.
- психолого-педагогическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психофизическом развитии детей;
- психолого-педагогическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
- психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания в семье, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
- психопрофилактическая, психологическая и коррекционно-педагогическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений и коррекции имеющихся нарушений в становлении и развитии детей;
- психологическое консультирование детей и их родителей по налаживанию межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
- обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
- психологическая и психотерапевтическая помощь детям и их родителям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения их из состояния посттравматического стресса;
- социально-педагогическая помощь детям и их семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
- коррекция педагогической запущенности детей;
- создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
- организация занятий с использованием методов игротерапии для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- контроль над реализацией реабилитационных программ, внесение необходимых корректив в течение курса реабилитации.
- Взаимодействие с другими отделениями Центра:
- оказание консультативной и методической помощи в организации реабилитационного процесса;
- оказание помощи в организации совместных мероприятий Центра;
- оказание помощи в проведении психопрофилактической работы, направленной на создании благоприятных психологических условий для адаптации воспитанников Центра (оптимизация социально-психологического климата в детском коллективе, профилактика и предупреждение возможных социопатических проявлений у детей);
- участие в формировании благоприятного психологического климата в коллективе Центра.
- Специализированная помощь семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями:
- консультации родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности их детей;
- консультирование и обучение родителей воспитанников методам и приемам реабилитационных мероприятий, которые рекомендовано проводить в домашней обстановке;
- психокоррекционная индивидуальная и групповая (психотренинг, семинар, беседа) работу с родителями;
- участие в организации клубной работы с родителями, школы общения для родителей и др.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ.
4.1. Сотрудник Отделения имеет право:
- - Запрашивать через заведующего Отделением от структурных подразделений Центра необходимую информацию;
- - привлекать к сотрудничеству (по согласованию с администрацией Центра) специалистов учреждений и организаций города, Московской области с целью улучшения качества работы Центра;
- - участвовать в научно-методических семинарах и конференциях по профилю Центра;
- - Разрабатывать авторские, адаптированные социально-психологические, социально-педагогические, коррекционные программы и выдвигать их на утверждение в Центре, рецензирование в профильных учреждениях высшего образования, официального тиражирования опыта работы, методик через базовые учреждения социальной защиты населения Московской области;
- - представлять на гранты в различные благотворительные фонды разработанные материалы;
- - вносить предложения администрации по развитию Центра.
4.2. Сотрудник отделения обязан:
- - соблюдать Устав, Правила внутреннего распорядка Центра, организовывать работу в соответствии с данным Положением;
- - знать и уметь пользоваться законодательными, правовыми, нормативными актами по социальному обслуживанию соответствующей категории граждан;
- - по заданию администрации Центра готовить необходимые справочные и методические материалы по результатам своей работы;
- - рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции.