Логопедический массаж
«Логопедический массаж: Зачем? Как?»
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии.
В сложных случаях (дизартрия, заикание и др., т.е. когда отсутствует много звуков и у ребёнка, как говорят, «каша во рту») наши логопеды предлагают курс логопедического массажа по методике профессора Е. А. Дьяковой. Это значительно ускоряет процесс постановки звуков, сокращая многолетнюю работу до 10−15 сеансов, что позволяет в дальнейшем больше времени уделить на внедрение поставленного звука в спонтанную речь. Нужно сформировать новый, правильный стереотип произносительной деятельности и заменить им уже привычный для ребёнка ошибочный способ говорения.
Чем младше ребёнок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее характерными являются следующие признаки:
1. Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата; нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц:
- - в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, опущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия и др;
- - в губной мускулатуре: резкое или незначительное ограничение подвижности губ; недостаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее подтекание молока изо рта.
2. Нарушение акта приёма пищи: нарушение сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (попёрхивание, захлёбывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твёрдой пищи), откусывания от куска и питья из чашки.
3. Гиперсаливация (повышенное слюнотечение).
В логопедической работе практикуются линейный и точечный массаж. Линейный массаж является более легким в исполнении, но при этом логопед должен иметь определенный багаж знаний в этой области. При выполнении логопедического массажа необходимо знать все противопоказания и владеть основными приемами массажа. Перед массажем необходимо провести консультацию с врачом по лечебной физкультуре или неврологом о сохранности или отсутствии кожно-мышечной реакции у данного ребенка (так как у ребенка может быть чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка).
Логопедический массаж бывает расслабляющий и активизирующий.
Расслабляющий массаж. Движения должны быть легкими, поглаживающими, равномерными, производятся в медленном темпе. Эти движения должны вызывать у ребенка приятные ощущения, так как простое тактильное прикосновение может сопровождаться неприятным чувством и повышением мышечного тонуса. Следовательно, расслабляющий массаж лица должен проводиться очень нежно и вначале не распространяться на наиболее чувствительные области.
Активизирующий массаж. При выраженной вялости – гипотонусе оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны.
Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка.
В логопедической практике можно использовать точечный массаж, так как в некоторых случаях точечный массаж является более эффективным, чем линейный.
Точечный массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии пальцами или заменяющим их инструментом.
Помимо техник логопедического массажа в рамках нашего центра мы практикуем техники орафасциальной (ротолицевой) миофункциональной терапии. Миофункциональная терапия - это дисциплина, которая занимается перестройкой ненадлежащих мышечных стандартов и установкой нового поведения, устраняя вредные привычки, если таковые имеются..
Проблемами нарушения прикуса у детей и взрослых занимается орофасциальная миофункциональная терапия (ОМТ). Данный вид терапии включает упражнения по формированию зубочелюстной системы, а также речевые упражнения, способствующие закреплению правильных мышечных паттернов.
При этих и многих других проблемах необходима помощь логопеда, прошедшего обучение по курсу: «Орофасциальная миофункциональная терапия». Наши логопеды проходили подготовку по этому курсу у профессора Е.А. Дьяковой, президента Международного института речевой патологии.
Орофасциальная миофункциональная терапия (ОМТ)
Основные нарушения, при которых используется ОМТ
- - нарушения зубо-челюстной системы;
- - нарушения прикуса;
- - нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава;
- - атипичное глотание;
- - атипичное сосание;
- - атипичное жевание;
- - нарушение носового дыхания;
- - проблемы сна (храп, апнея, гипопнея);
- - нарушение осанки;
- - нарушения речи.
- - нормализации работы нижней челюсти;
- - активизации щёчных мышц;
- - формированию правильного паттерна сосания и сглатывания слюны;
- - активизации мышц гортанно-глоточного кольца;
- - работе с уздечками языка и губ;
- - формированию подвижности и правильной позиции языка;
- - формированию положения закрытого рта в покое;
- - формированию правильного паттерна жевания;
- - формированию правильного паттерна глотания;
- - активизации речевого выдоха;
- - формированию «речевой» осанки.
Курс способствует
- - нормализации работы нижней челюсти;
- - активизации щёчных мышц;
- - формированию правильного паттерна сосания и сглатывания слюны;
- - активизации мышц гортанно-глоточного кольца;
- - работе с уздечками языка и губ;
- - формированию подвижности и правильной позиции языка;
- - формированию положения закрытого рта в покое;
- - формированию правильного паттерна жевания;
- - формированию правильного паттерна глотания;
- - активизации речевого выдоха;
- - формированию «речевой» осанки.
Логопед Бычкова Анна Владимировна